Количественные исследования
Количественное исследование представляет собой сбор и анализ первичной информации. Исследования подобного рода, как правило, проводятся, когда необходимы точные, статистически выверенные численные данные. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь точные количественные значения изучаемых показателей.
Количественные исследования (исследования потребителей) дают возможность получить ответ на вопрос "Сколько?", позволяя оценить распространенность изучаемых параметров, а также их величину: долю на рынке, известность и т.п.
• Задачи, решаемые при помощи количественных маркетинговых исследований:
• Оценка потенциального и реального объема и емкости рынка в натуральном и денежном выражении
• Оценка распределения рыночных долей между основными конкурентами в процентах
• Определение основных сегментов потребителей
• Определение готовности потребителя к приобретению продукта, перспективы и тенденции присутствия продукта на рынке
• Определение портрета потребителя: на основе социально-демографических, психологических характеристик
• Произвести замеры по ряду заданных параметров, характеризующих отношение потребителей к товару
• Планирование системы повторных покупок среди тех, кто попробовал новый продукт или услугу
• Определение наилучшей упаковки для продукта
• Определение оптимальной цены товара или услуги
• Выявление пустующих ниш
• Оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка
• Оценка эффективности рекламной кампании и других коммуникационных каналов
• Оценка уровня продаж товара или услуги
• Оценка представленности продукции в розничной сети
Преимущества количественного метода исследования:
• Охват большого количества объектов исследования (респондентов, точек и т.п.). Однако для охвата труднодоступных сегментов (например, высших/ низших слоев населения) традиционно принято использовать качественные методы исследования (case study)
• Возможная анонимность участников опроса. Анкета для проведения количественного опроса может носить анонимный характер. При проведении количественных опросов интервьюер узнает имя респондента, его адрес и телефон, что позволяет производить качественный контроль работы интервьюеров.
• Возможность использования наглядных материалов (карточек, фотографий, рекламных плакатов и т.д.).
Виды количественных исследований
• Существует несколько видов количественных исследований, которые позволяют собрать первичную информацию различного формата:
• Личный опрос (face-to-faсe)
• Уличное интервью
• Интервью в местах покупки
• Квартирное интервью (наиболее распространенный метод, поскольку позволяет добиться максимальной репрезентативности выборки).
• Тестирование продукта (hall и home tests).
• Аудит товаров (retail audit)
Mystery shopping - метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных, «Таинственных Покупателей». Этот метод позволяет рассмотреть работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры для улучшения качества обслуживания. Преимущество данного метода - секретность и неожиданность проверки.
Что можно оценивать с помощью Mystery shopping?
1. Работу диспетчерской службы по телефону.
2. Внешний вид и манеры персонала.
3. Навыки продаж.
4. Поведение персонала в конфликтной ситуации.
5. Компетентность продавцов в знании товара.
6. Соблюдение корпоративных стандартов обслуживания.
7. Организацию торгового пространства.
8. Атмосферу в торговом зале.
Специалист со стороны также оценит внешнюю организацию торговой точки – наружную рекламу, удобство нахождения, может проследить реализацию неучтенного товара, проверить честность и порядочность персонала.
Главное условие успешности программы Mystery shopping - это осознание топ-менеджементом компании необходимости улучшить обслуживание и понимание, что улучшить сервис без контроля его качества невозможно.
Mystery Shopping один из инструментов улучшения обслуживания, и исключительно позитивная вещь, направленная на улучшение отношений всех участников сервисного процесса. Сотрудники, проверяемые Таинственными Покупателями, поднимают свой профессионализм и повышают стоимость на рынке труда. Компания укрепляет свой имидж. Ну а главная цель - это довольный потребитель.